Часть 1 Часть 2
Рассмотрим, какие существуют возможности для работы с ранней детской травмой. Я используя в своей работе гештальт подход и телесные методы, в частности, Бодинамику. То, про что я расскажу ниже, используется мною в практике уже много лет.
Условно процесс терапии можно разделить на 3 этапа:
1. Подготовительная работа.
Она включает в себя процесс создания безопасного психотерапевтического пространства и формирование телесных ресурсов.
- Регрессивная телесная работа по созданию новых здоровых импринтов.
- Интеграция.
В этом материале я буду рассказывать в основном о том, что важно сделать на 1-м этапе терапии.
1 этап. Это работа в зоне преконтакта.
Здесь необходимо учитывать и урегулировать много вопросов. Важно не спешить.
Направления работы:
- Вопросы сеттинга.
Важно отрегулировать время, место и частоту встреч.
Может оказаться при работе с ментальным клиентом, что, если вы встречаетесь раз в неделю, то клиент не сможет привыкнуть к вашему присутствию. Каждый раз он будет пугаться контакта с терапевтом, как в 1-й раз, и начинать сессию с высоким уровнем тревоги.
Как будто невозможно простроить безопасность в контакте.
Для таких клиентов в начале терапии количество встреч в неделю можно увеличить. И, по мере уменьшения начальной тревоги, привести к 1-2 раза в неделю.
Эмоционалов пугает расставание. С ними сложно вовремя завершить сессию, так как они «цепляются за контакт». Расставание с эмоционалом похоже на то, как дети не отпускают маму, когда их вечером кладут спать. У них тоже возникает сепарационная тревога расставания перед сном. Они придумывают разные причины, чтобы не расставаться и звать маму опять.
Эмоционалы могут затягивать сессию, отодвигая её конец, задавать объёмные вопросы, когда время уже истекло, просить домашнее задание, книгу почитать и т.п. Они могут выдавать сильные чувства и эмоциональные реакции в конце сессии.
Поэтому важно в конце сессии оставлять больше времени на прощание. Спрашивать у кл-та, как бы он хотел завершить сессию.
- Вопросы границ
- Важно выявить территориальные границы клиента в рамках кабинета и отрегулировать дистанцию между клиентом и терапевтом. В противном случае, если терапевт сидит слишком близко, то клиент (ментальный) будет сидеть на стуле в состоянии страха и с желанием убежать от вас. Эмоционал, если вы сидите слишком далеко, будет подозревать вас в желании расстаться с ним.
- Необходимо научить клиента не терпеть дискомфорт в контакте, а реализовывать правило «стоп».
- Обучение методам обозначения и отстаивания своих границ
- Владением базовыми телесными ресурсами.
Так как клиенты с довербальной травмой легко вылетают из реальности, важно обучить их методам позволяющим оставаться в «здесь и сейчас», быть в контакте со своими чувствами, переживаниями.
- Заземление, укоренение.
- Центрирование,
- Ось,
- Баланс
- Дыхание
(Подробнее написано в моей статье «Как не выгореть на работе? Тело как ресурс»)
- Обучение телесной осознанности – умению понимать и называть свои телесные ощущения, переживания.
У ментальных клиентов часто плохой контакт со своими чувствами. Фокусируется такой человек на идеях, внешних далёких фактах и событиях.
Если вы начнёте спрашивать его про эмоции, то он либо игнорирует ваш вопрос продолжая концептуализировать, либо впадает в транс, либо удивлённо говорит, что именно о своих чувствах он вам сейчас и рассказывает.
Можно обучить их этому с помощью методов, осуществляющих связь между ощущениями в теле и переживаемыми чувствами.
Если всё это прошли, то можно в терапии двигаться дальше.
2 этап. Регрессивная телесная работа по созданию новых здоровых импринтов.
Бодинамика даёт хороший инструментарий для исцеления травм этого возраста.
В младенческом регрессе осуществляется импринтинг определённого уровня телесной безопасности и восстановление права жить и быть вместе.
Маленькими шагами, в контакте с терапевтом у клиента выстраивается ощущение доверия к миру.
Терапевту надо много внутреннего тепла чтобы растопить боль клиента.
Обучиться этому процессу можно на специализации «Феномены тела. Гештальт и Бодинамика»

Феномены тела в гештальт-терапии. Психомоторное развитие и формирование характера. Гештальт и Бодинамика.
17-19 марта 2020, город Минск